Отзывы и рекомендации клиентов

Вопросы на эту тему возникают достаточно часто, и они в общем-то вполне закономерны. Поэтому я решил написать об этом несколько слов, создав даже для этой цели отдельную страничку. Но, признаюсь сразу, создавая этот раздел, я ввел вас в некоторое заблуждение.

Дело в том, что публичные отзывы о работе психоаналитика невозможны. Точнее говоря, я не могу эти отзывы просить (и тем более – требовать) у клиентов в принципе. Скажу больше – это не нужно мне, это не нужно им, но самое главное – это может повредить нашей работе.

Причина в том, что при работе с глубинными слоями психики вопросы безопасности, конфиденциальности, наличия ясных и твердых границ в отношениях не просто очень важны – они важны принципиально, основополагающе. И поэтому наше взаимодействие осуществляется на основе очень твердо очерченных этических принципов, организационных и технических правил. Такой подход полностью исключает любую активность клиента в личных интересах психоаналитика – это основа наших рабочих отношений.

В чем смысл этой этической нормы?

Наше взаимодействие наполнено достаточно непростыми эмоциями, поэтому очень важно исследовать их в безопасных и стабильных рамках. Это суть нашей работы и необходимое условие её результативности.

Когда вместо понятной, твердой и однозначно измерямой платы аналитику в виде конкретной суммы денег возникает так называемый "отзыв о работе", то клиент сталкивается с неким более эмоционально насыщенным, неопределенным и, как правило, выходящим за рамки обсуждения аспектом взаимодействия.

Это размывает отношения, наполняет их дополнительной неопределеностью и тревогой. А это всё конечно же неизбежно усложняет работу. Кроме того, бессознательно это воспринимается клиентом как использование — ведь вместо простой, понятной и конкретной суммы, он должен формулировать некое отношение к аналитику, делать его публичным (а даже при его анонимности мы, формулируя его, вынуждены хотя бы отчасти раскрываться).

Собственно говоря, это использование и есть. И никакие аргументы против этой точки зрения для меня здесь несостоятельны.

Попытка найти в таких отзывах пользу для потенциальных клиентов — не более чем лукавство. Грамотный психолог прекрасно понимает, что успешность работы с одним клиентом не гарантирует таковой для другого человека, все люди — разные. Так что опять-таки, отзывы — для психолога, а не клиента (-ов). А если вспомнить о том, что фальсификация и "накрутки" таких отзывов стали массовым явлением...

Все, что может получать аналитик от клиента — гонорар. Это ясный, понятный, однозначный и взаимно согласованный вклад клиента. Все остальное — почва для отыгрываний, нестабильности, тревоги и прочих вещeй, разрушающих работу.

Это не говоря уже о том, что наличие публичного неанонимного (а встречаются и такие!) отзыва клиента нарушает его конфиденциальность – ведь зачастую даже сам факт работы с психоаналитиком не афишируется не то что публично, а даже в близком кругу родственников и друзей.

Именно по этим перечисленным выше причинам я считаю наличие (или хотя бы приемлемость самой идеи) отзывов о работе психолога признаком его недостаточной профессиональной подготовленности.

Естественно, никто не может запретить человеку высказывать свое мнение и давать любые отзывы о чем угодно, в том числе и о нашей с ним работе.

Обычно обсуждать свою работу с психологом с близкими и друзьями не рекомендуется — это выводит какие-то важные вопросы из рассмотрения и поэтому как минимум не полезно. Но если такое решение принято — это будет уже абсолютно самостоятельный выбор человека...

Возможно на первый взгляд описанные выше нюансы кажутся не столь значимыми, но уверяю вас – это весьма важно. Именно поэтому на моих сайтах никогда не будет такой обычной, казалось бы, вещи как отзывы и рекомендации.

Желаю вам качественной, этичной и безопасной работы с психологом!

Политика конфиденциальности
© Андрей Суляев, 2024