Трудно быть Германом, или хроника интроектовской резни

Картина мрачно, феодально гремела, как токката. Если долго смотреть, казалось, она начинает наползать медленным, неотвратимым танком – чтобы втянуть в себя, присоединить к тому, что в ней происходит. От нее веяло дикой, безысходной тоской и столь же дикой, неизбывной надеждой.
А.Рыбаков «Дёрни за верёвочку»

Думаю, что не имеет смысла излагать предысторию создания фильма «Трудно быть богом». Об этом уже достаточно много сказано – и о давнем замысле А.Германа, и о многолетней, мучительной и просто-таки садистической съемочной эпопее, и о трагическом завершении процесса производства фильма в связи со смертью режиссера. Фильм долго (очень долго) ожидался всеми, кто неравнодушен к творчеству братьев Стругацких и (естественно) – к творчеству А. Германа. Первоначальные впечатления от фильма побывавших на предпросмотрах были противоречивыми и только подогревали интерес. Было понятно, что А.Герман снимает что-то свое, весьма условно соответствующее книге.

С экранизациями по творчеству Стругацких с моей точки зрения дело обстоит неважно – то ли не везло на режиссеров, то ли сама их проза в силу определенных причин трудно поддается полноценному переносу на язык кино. Понятное дело, что Тарковского со «Сталкером» и Сокурова с «Днями затмения» к числу экранизаций не причисляем, ибо это отдельное от собственно книг братьев Стругацких творчество.

В свое время я был очень большим поклонником творчества братьев, более того – мне повезло прочитать «Трудно быть богом» в нужном возрасте (а это все-таки важно, когда впервые читается та или иная книга). Поэтому фильм по ней я ожидал с огромным интересом и предвкушением. При всем при том (опять-таки) я прекрасно понимал, что у Германа (просто по определению) и речи быть не может об экранизации.

Итак, в начале марта мне все-таки удалось найти удобный сеанс и попасть на фильм. Первое впечатление – недоумение, некое опустошение и тяжесть. Три часа наблюдать этот тщательно выстроенный босхианский ад – задача не из лёгких. Тем не менее, определенное послевкусие у фильма оставалось, оно было неотчетливым, какие-то смутные вопросы – не сформулированными и, естественно, оставшимися без ответов.

Это ощущение не оставляло меня несколько дней и постепенно определенное впечатление созрело, а после повторного просмотра (да-да, я посмотрел этот ужас несколько раз!) – оформилось. Собственно, для окончательного проживания и вывода наружу и потребовалось как-то его зафиксировать – например, в виде этого текста.

Фильм трудный, тяжелый и многослойный. Сам язык фильма настолько непривычен, что уже одним только этим вызывает у многих неприятие. Мастерски выстроенный, плотный, насыщенный деталями кадр, невозможные в своей органичности персонажи могут вызвать даже некоторый шок. Режиссер дает нам возможность прямого погружения в эту атмосферу, где мы именно наблюдаем идущую своим чередом жизнь некоего социума, а не следуем за рассказчиком, целенаправленно выстроившим свою историю. Невнятные неоконченные фразы, обрывки слов, совершенно «случайные» персонажи, иногда всего лишь на несколько секунд возникающие на экране – все это формирует у нас восприятие внешнего наблюдателя, присутствующего в чужой, непонятной, страшной и невыносимой – но все-таки цельной и относительно связной реальности.

Поэтому неизбежно каждый видит там свое. Кто-то – только чернуху, порнуху и блевотину, хаотически перемещаемые по экрану; прирожденные (или профессиональные) борцуны с системой с удовольствием нащупают там знакомые фиги в кармане; киноманы и любители арт-хауса с радостью обсудят великолепный видеоряд, актеров и работу режиссера. И так далее – ведь действительно, от оригинального произведения, кроме общей канвы и самих персонажей, практически ничего не осталось. Даже зная повесть чуть ли не наизусть, порой с трудом распознаешь в фильме столь знакомых героев и обстоятельства – настолько это все другое и о другом.

Поэтому, не отвлекаясь на пересказ оригинального произведения (лучше авторов никто не изложит), цитирование анонса к фильму (скелет сюжета не дает никакого представления о том, что на самом деле будет на экране), попытаюсь изложить свое видение того, что же все-таки представил нам уважаемый режиссер. Сразу могу сказать, что в силу профессии оно у меня будет специфическим – но может быть небезынтересным не только для меня.

Итак, увиделось мне следующее.

Весь фильм – это психотический бред. Все эти жуткие декорации, душное пространство, переполненное не менее кошмарными персонажами, в котором практически нет личных границ – это та самая внутренняя реальность психотика, где он не различает себя и других, не ощущает собственных границ и т.д. Именно поэтому так нелогично и невозможно выглядят все бытовые подробности – начиная от пресловутой антисанитарии и заканчивая самим домом Руматы. Даже в средневековье в этом невозможно жить.

Обратите внимание, что фильм идет то от первого лица (Руматы), то от стороннего наблюдателя (в представлении которого Румата – одно из действующих лиц). Т.е. наблюдающее Эго условного творца и зрителя этого бреда периодически все-таки функционирует.

В наблюдаемом вязком душном пространстве практически нет видимого движения по сюжетной линии, плавное и казалось бы хаотическое перетекание сцен из одной в другую проходит, как в тяжелом кошмаре (или, как уже говорилось, бреду).

И только один элемент, возникающий раз за разом, полностью выпадает из этого босхианского пространства – это регулярно подаваемый Румате чистый красивый платок, которым раз за разом он пытается очистить свое восприятие. То же самое можно сказать и о белых розах, регулярно возникающих в кадре.

В этом жутком мире происходят кошмарные в своей обыденности события, в которых буднично и пребывает главный герой. Невозможность существования там осознается Руматой все острее и острее. Он пытается почувствовать себя там своим (символически это обыгрывается как регулярное погружение лицом в кровь и грязь), но это невозможно, невыносимо и всё-таки неприемлемо.

Это ощущение становится все нетерпимее и после гибели Киры его здоровая часть активизируется и начинает разрушать этот бред вокруг себя, очищать и упорядочивать внутреннее пространство, убивая и разрушая составляющие его элементы. Попутно Я героя разбирается и с представителями суперЭго (коллегами-землянами) в финальной сцене.

И далее мы наблюдаем уже более здоровую личность, поступательно и целенаправленно уходящую вперед, – по тяжелому и сложному, но все-таки уже более расчищенному пространству (там наконец-то появляется пространство, и оно чистое) внутренней реальности. Да, он сбросил с себя доспехи и антураж благородного дона и сына бога и превратился в обычного человека. От властелина собственного кошмара, в котором приходится страдать и ему самому, он, путем разрушения этой травматической реальности, теряя свое мучительное всемогущество вырастает до обычного человека. И это безусловно победа и шаг вперед.

Итого:

Этот фильм представляет собой попытку увидеть мир глазами психотика, проходящего терапию. А психоаналитик тут (та-дамм!) – это тот объект, постоянно остающийся за кадром, который время от времени подает чистый свежий платок и этим хотя бы чуть-чуть помогает очистить восприятие клиента.

И в ситуации, когда хоть немного удалось расчистить внутреннее пространство от этих кошмарных интроектов, можно говорить о значительном успехе – клиент поднялся до хотя бы пограничного уровня, т.е. стал более целостной личностью.

Если же обобщить в еще большей степени, то весь фильм рассказывает о том, с чем все мы сталкиваемся регулярно. С тем, что знакомо каждому, – о преодолении себя, о движении вперед, сколь бы мучительным и трудным оно ни было, в каких бы чудовищных и жутких обстоятельствах внутренней и внешней реальности не приходилось бы жить (и выживать!). Да, Герман это видит так – бредово, с грязью, кровью и фекалиями. И этот отпугивающий многих антураж только подчеркивает тот факт, что этот фильм – для взрослых. Взрослых не биологически, а психологически – т.е. способных вынести и переработать эту тяжесть.

Но именно сам столь знакомый всем нам сюжет – о Герое, превозмогающем прежде всего себя самого, – именно он дает отклик у всех, кто смог присоединиться к фильму. И обратите внимание – скоро уже месяц, как фильм вышел на экраны, и он все еще идет в нескольких кинотеатрах (пусть и в маленьких залах, и в неудобное время). И этот прокат регулярно продляется. Значит, что-то в этом фильме все-таки действительно что-то есть.

Я не самый большой ценитель творчества конкретно Германа и арт-хауса вообще, но все-таки этот фильм считаю очень мощным и где-то даже гениальным. Для меня он встает на один уровень с «Мертвецом» Джармуша – как по уровню мастерства режиссера, так и по великолепной работе оператора и актеров.

В заключение хотелось бы сказать, что любое творчество отражает некий внутренний конфликт художника, и поэтому – да, конечно, «быть Германом» очень трудно и тяжело…

Рекомендовать фильм для просмотра всем не возьмусь, но все-таки это однозначно нечто большее, чем чернуха ради чернухи…

PS: Одно из рабочих названий фильма - "Хроника арканарской резни", что я и попытался обыграть в названии этого текста.

© А.В. Суляев

У Вас возник вопрос?

Напишите мне и я свяжусь с Вами в кратчайшие сроки

Я полностью соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Политика конфиденциальности
© Андрей Суляев, 2018

Политика конфиденциальности персональных данных

1. Общие положения

1.1 Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика) действует в отношении всей информации, которую можно получить о посетителе (далее – Пользователь) во время использования им сайта sulyaev.ru (далее – Сайт).

1.2 Целью данной Политики является информирование Пользователя Сайта о том, какие сведения о Пользователе могут быть доступны Сайту, а также о том, каким образом используется полученная посредством Сайта информация.

1.3 Юридической основой настоящей Политики является Закон Российской Федерации №152-ФЗ "О персональных данных".

1.4 Владельцем и администратором Сайта является физическое лицо Суляев Андрей Владимирович (далее – Администрация).

1.5 Использование Пользователем информации и сервисов Сайта означает полное и безоговорочное согласие со всеми положениями настоящей Политики.

1.6 В случае несогласия с условиями Политики Пользователь должен прекратить использование Сайта.

1.7 Администрация не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем.

2. Перечень обрабатываемых персональных данных

На Сайте ведется сбор и обработка следующих персональных данных, предоставлямых Пользователем путем заполнения форм обратной связи:

3. Цель сбора персональных данных

Целью сбора персональных данных является исключительно установление обратной связи с Пользователем для предоставления ему дополнительной информации согласно его запроса, отправленного им посредством заполнения формы обратной связи Сайта.

4. Обработка персональных данных

4.1 Под обработкой персональных данных подразумевается совершение действий, предусмотренных п.3 ст.3 гл.1 Федерального закона от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных".

4.2 Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

5. Защита персональных данных

Защита персональных данных Пользователя осуществляется посредством использования:

6. Передача персональных данных третьим лицам

6.1 Персональные данные Пользователя могут быть переданы уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации только по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

6.2 Передача персональных данных другим лицам и организациям не допускается.

7. Ограничение ответственности

7.1 Настоящая Политика применяется только к данному Сайту. Администрация не контролирует и не несет ответственность за информацию, сервисы и любые другие ресурсы третьих лиц и организаций, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на Сайте или используемым для обеспечения технического функционирования Сайта и его сервисов (в том числе сбора обезличенной технической статистики).

7.2 Администрация не контролирует функционирование и не несет ответственности за возможные сбои в работе сторонних сервисов, используемых при работе Сайта, а также за незаконные действия третьих лиц, могущие привести к нарушению конфиденциальности персональных данных Пользователя.

8. Контактная информация

По всем вопросам, связанным с положениями данной Политики можно обращаться к Администрации по электронной почте info@sulyaev.ru или телефону +7-902-585-16-72.

9. Заключительные положения

9.1 Администрация вправе вносить изменения в настоящую Политику без предварительного согласия и уведомления Пользователя.

9.2 Новая Политика вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

9.3 Текущая версия Политики опубликована 13.06.2017.